Нет комментариев

Тяжелоупряжные породы лошадей

Тяжелоупряжные породы лошадей до начала периода механизации играли важную роль в жизни людей. Они использовались как верные помощники в сельской местности. Сильных коней запрягали в плуг, с их помощью доставляли большие грузы из одного пункта в другой. Сейчас большинство упряжных пород находится на грани исчезновения.

Лошади-тяжеловозы

Лошади-тяжеловозы

Отличительные особенности тяжелоупряжных пород

Лошади-тяжеловозы – самые сильные на планете. Им присущи крупные габариты тела, массивные ноги, широкая спина. Издревле такие животные служили на благо человека. В средние века они возили на себе рыцарей, облачённых в железные доспехи, а позднее их задействовали в полевых работах.

Особенности тяжелоупряжных пород:

  • крепкая конституция;
  • огромная сила;
  • добрый нрав;
  • неприхотливость.

Популярные тяжелоупряжные породы

Почти в каждой стране есть свои породы тягловых лошадей. В России к ним относятся русский, советский и владимирский тяжеловозы. В Англии популярны шайрские кони, во Франции – першероны, а в Бельгии – брабансоны. Каждая популяция имеет свою историю, особенности и отличия.

Русский тяжеловоз

Предками русских тягловых лошадей были ардены, населявшие территорию современной Бельгии, и местные рабочие кобылы. Когда бельгийские жеребцы попали в Россию, то сразу вызвали интерес местных жителей. Кони отличались неистовой силой и двигались быстрее аборигенных лошадей. Помеси несколько раз улучшали, приливая кровь брабансонов, что со временем привело к увеличению их роста.

Порода русский тяжеловоз зарегистрирована в 1952 году. Её представители невысокого роста – до 155 см в холке. Они обладают:

  • удлинённым туловищем;
  • длинной изогнутой шеей;
  • глубокой грудью бочкообразной формы;
  • широкой спиной;
  • сухими, очень крепкими короткими конечностями.
Порода русский тяжеловоз

Порода русский тяжеловоз

Внимание! Русские тяжеловозы имеют ряд преимуществ – они рано созревают, отличаются крепким иммунитетом, покладистым характером, неприхотливостью, умением приспосабливаться к разному климату.

Советский тяжеловоз

Эта порода развивалась в 18–19 веках на юге Нижегородской области. За основу генотипа брали местных битюгов и тяжеловозов из Европы – брабансонов и суффольков, отличавшихся гигантскими габаритами и мощью. Местные крестьяне могли вывести собственную популяцию на основе европейских тягловых лошадей и без участия битюгов, но они плохо приспосабливались к местным климатическим условиям. К 30-м годам 20 столетия у потомков бельгийских и русских лошадей стали проявляться желаемые генетические признаки, к тому же, они хорошо закрепились.

Породу советский тяжеловоз зарегистрировали после окончания Великой отечественной войны. В его экстерьере отмечают хорошо развитый раздвоенный круп и сильные задние конечности с укороченными бёдрами и длинными скакательными суставами. Представители породы среднего роста – от 1,55 до 1,7 м. Взрослый жеребец весит 900 кг. За годы селекции почти удалось избавиться от фризов на ногах, которые затрудняли уход за копытами.

Внимание! Советская тяжелоупряжная лошадь довольно флегматична и добронравна. От европейских предков она унаследовала относительную резвость, которая обычно несвойственна тягловым породам.

Владимирская тягловая лошадь

История этой породы началась в 1886 году, когда на Гаврило-Посадскую конюшню прибыли английские тяжеловозы клейдесдали. Их использовали для скрещивания с местными кобылами, отличающимися малым ростом, но хорошей выносливостью и неприхотливостью. Немногим позднее в селекции участвовали и шайры, но они не сильно повлияли на развитие отечественной тяжелоупряжной породы.

Владимирская лошадь

Владимирская лошадь

Владимирская лошадь обладает следующими признаками:

  • высоким ростом – 1,65–1,7 м;
  • объёмной грудью (её обхват достигает 2 м);
  • массивным телосложением;
  • крупной головой с немного сгорбленным профилем;
  • длинной мощной шеей;
  • косо поставленными лопатками;
  • спущенным крупом;
  • костистыми правильно поставленными конечностями с густой оброслостью внизу.

Литовская тяжелоупряжная

Из названия породы становится понятно, откуда она родом, из Литвы. Её предками являются жмудские лошади и шведские ардены. Результаты селекционной работы порадовали – потомственные помеси оказались сильными, сбитыми, крепкими, обладали хорошим здоровьем и недюжинной силой.

В экстерьере литовской тяжелоупряжной породы есть некоторые особенности – непропорциональное сложение тела. Голова у животных большая, расположена на массивной шее средней длины. Туловище короткое, хорошо обмускуленное, спина широкая, рёбра округлые. Грудная клетка крупная, развёрнутая, глубокая. Ноги короткие, сухие. Представители литовской тяжеловозной породы имеют рыжую масть.

Австралийская тяжелоупряжная

У жителей Австралии до момента колонизации не было собственных сильных лошадей. Аборигенные кони были мелковаты, но хорошо приспособлены к необычному климату континента. Европейские колонизаторы доставили на материк представителей четырёх тяжелоупряжных пород:

  • шайров;
  • клейдесдалей;
  • суффольков;
  • першеронов.
Австралийская тяжелоупряжная порода

Австралийская тяжелоупряжная порода

На их основе и выводили австралийскую тягловую лошадь. Средний рост этих животных приближен к 170 см, а вес составляет 700-900 кг. Это массивные красивые кони, обладающие дружелюбным мирным характером.

Внимание! Окрас шерсти австралийской тяжелоупряжной лошади однотонный. Для племенного разведения не допускаются особи с пятнами и подпалинами.

Брабансон

Это очень древняя порода лошадей, предками которой считаются фландерские кони, населявшие территорию бельгийской провинции Брабанд. В средние века эти скакуны участвовали в рыцарских сражениях, а потом сопровождали кавалерию. В 18–19 веках сильным животным нашли другое применение – они возили лес и другие грузы.

Внимание! Сегодня брабансоны охраняются законом Бельгии и считаются национальным достоянием страны. Их кровь течёт в жилах суффольков и шайров.

Среди особенностей экстерьера можно отметить:

  • высокий рост – 1,7–1,8 м;
  • массивный костяк;
  • небольшую голову с выразительными умными глазами;
  • плотную мускулистую шею средней длины;
  • широкую спину и крестец;
  • мощную глубокую грудь;
  • крепкие, устойчивые короткие ноги.

Булонская лошадь

К тяжелоупряжным породам относится и булонская, выведенная во Франции на основе андалузских и чистокровных арабских скакунов. Своим названием она обязана провинции Булонь. Силы и выносливости породе добавила кровь мекленбургских лошадей. Сегодня популяция булонских коней находится в плачевном состоянии, несмотря на поддержку французских властей.

Для этой тяжелоупряжной породы характерна серая масть. Животные отличаются гармоничным сложением тела, мускулистой плотной шеей, небольшой головой с аккуратными заострёнными ушами и умными глазами. Линия спины у булонцев ровная, холка широкая, круп хорошо развит, а хвост посажен высоко. Тяжеловозы французского происхождения обладают короткими и очень сильными ногами.

Булонец

Булонец

Ирландская тяжелоупряжная лошадь

По мнению специалистов, предками ирландского тяжеловоза являются кельтские пони и берберийцы. Окончательно порода сформировалась к 19 столетию после скрещивания местных рабочих лошадей с чистокровными верховыми. Помесные потомки использовались и под седлом, и для тяжёлых работ и перевозки грузов.

С виду компактные кони отличаются хорошей работоспособностью и силой. К особенностям экстерьера ирландской тяжелоупряжной породы относятся:

  • рост – 1,5–1,6 м;
  • небольшая голова с широким лбом, расположенная на сильной недлинной шее;
  • расширенные ноздри;
  • прямые уши среднего размера;
  • ровная массивная спина;
  • широкая холка;
  • развитая грудь с выдающимися вперёд мышцами;
  • короткие сильные ноги;
  • окрас шерсти: гнедой, рыжий, серый, вороной.

Суффолькская порода

Родиной суффольков является Англия. Эти лошади произошли от местных кобыл и нормандских коней. Основоположником современной породы считается жеребец Криспс. Он жил в 16 веке и отличался хорошими признаками – ростом выше среднего, крепким костяком, гармоничным строением тела и силой.

Именно такими характеристиками обладают его потомки. Интересно, что представителям породы суффольк свойственен один вид окраса шерсти – красновато-каштановый. У отдельных особей он может быть светлее или темнее. Лошади с другой мастью не вносятся в племенную книгу и не участвуют в воспроизводстве.

Английская тяжелоупряжная лошадь имеет массивное телосложение с правильными пропорциями. Взрослый жеребец весит 700–900 кг, а его рост составляет 1,65–1,7 м, обхват пясти составляет 24 см. Всё тело суффолька хорошо обмускулено, ноги сухие, прямые, сильные. Круп слегка опущен.

Внимание! Современные представители породы суффольк всё также применяются в сельском хозяйстве, но теперь их задействуют ещё и в конном туризме. С помощью этих красивых и сильных скакунов выводят новые породные линии для конкура и троеборья.

Шайр

Шайрская тяжелоупряжная порода лошадей является потомком фризских и фламандских коней и имеет английское происхождение. Как и большинство европейских тяжеловозов, в средние века шайры использовались для военных целей.

Шайрская тяжелоупряжная порода

Шайрская тяжелоупряжная порода

Это высокие и статные лошади. Рост жеребца­-рекордсмена Самсона составлял 2 м 17 см. Современные шайры отличаются крупной костью и гармоничным телосложением. Их рост составляет 1,8–1,85 м, а вес может превышать тонну. Характерная особенность породы – пышные белые фризы на ногах и лысина на голове.

Клейдесдаль – шотландский тяжеловоз

Эта порода является национальной гордостью Шотландии. Её история достоверно неизвестна, но учёные склоняются к версии о том, что клейдесдали произошли от бельгийских тяжеловозов, доставленных из Англии, при скрещивании с местными кобылами.

В 19 веке интерес шотландцев к новой породе сильно возрос. Мощный конь был верным помощником в сельских работах. Так клейдесдали обрели популярность и распространились по всей Европе. К середине 20 века представители этой породы огромными партиями вывозились в Америку и даже в Россию.

Внимание! Родоначальником шотландских тяжелоупряжных лошадей считается жеребец Глансер 1885 года рождения.

Клейдесдали – настоящие гиганты. Высота в холке жеребца достигает отметки 1,8 м. Средний вес особи составляет 900–1000 кг. У представителей шотландской тяжелоупряжной лошади довольно крупная голова, горбатый профиль, красивая ниспадающая чёлка и выразительный взгляд.

Клейдесдальские кони – обладают недлинной мощной шеей с красивым изгибом, широкой грудью и мощными обмускуленными плечами, хорошо обозначенной холкой. Их конечности широкие и сильные с крупными суставами, а нижнюю их часть украшают роскошные фризы. Традиционными мастями шотландского тяжеловоза считаются:

  • чалая;
  • гнедая;
  • рыжая;
  • вороная.

У клейдесдалей нередко встречается подмастка сабино. Фризы на ногах чаще белые, реже – окрашены в основной цвет шерсти.

Першерон

Это относительно молодая порода тяжелоупряжных лошадей французского происхождения. Она выведена в начале 19 века скрещиванием местных рабочих кобыл с арабскими скакунами. По мнению специалистов, на развитие породной линии также повлияли булонские и бретонские жеребцы. Её название связано с областью Перше, где изначально занимались разведением этих лошадей.

Распространённая масть першеронов – серая, её они унаследовали от арабских предков. Французский тяжеловоз вобрал в себя всё самое лучшее от своих прародителей:

  • гармоничное сухое телосложение;
  • силу и мощь;
  • выносливость;
  • мягкий ход.

Першероны обладают средним ростом – 1,62 м и квадратным типом телосложения. Обхват груди жеребца нередко превышает 2 м, пясти тоже довольно массивные – 24–25 см в окружности. Животные имеют компактную красивую голову с выступающей лобной частью и аккуратным профилем, мускулистую шею, густую гриву. Их спина и холка широкие, круп мощный, прямой, раздвоенный. Предплечья тяжеловозов из Франции средней длины, пясти короткие, суставы крупные и прочные. Гиганты-першероны отличаются мягким характером и неприхотливостью. Сегодня их используют для улучшения других пород и создания лошадей для охоты и спорта.

Французский першерон

Французский першерон

Голландская упряжная – фризская лошадь

Небольшая провинция Фрисландия на севере Нидерландов – родина этих скакунов. В Голландии эта порода является национальной гордостью страны. Она очень древняя, а предками фризских лошадей считаются испанские скакуны и местные холоднокровные породы. Родоначальником фризов является жеребец по кличке Немо.

Голландская тяжелоупряжная лошадь очень хорошо сложена, правда, шея и голова на фоне туловища кажутся слишком большими. Корпус фризов сухой и мускулистый, живот подтянутый, грудь округлая, широкая. Конечности жилистые средней длины, нижняя их часть украшена роскошными щётками.

У фризов довольно густая грива и хвост, а масть преимущественно вороная. Эти лошади считаются одними из самых красивых в мире. Средний рост скакуна составляет 1,62 м. Кони обладают размашистыми движениями, их рысь смотрится эффектно.

Тяжелоупряжные породы – это кони-силачи. Они не способны развивать высокую скорость и не могут похвастать изяществом форм, их предназначение другое – выполнять тяжёлую работу и возить грузы. Сейчас они уже не столь востребованы, как раньше, но многие породы тяжеловозов представляют историческую ценность. Благодаря энтузиастам, они сохранились до нашего времени, несмотря на пережитые войны и развитие технического прогресса.

Рейтинг:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий

Scroll Up
×