Уход за свиньями и рогатым скотом, транспортировка скота

В производстве мяса и мясопродуктов большую роль играет транспортирование скота с мест приобретения до своего хозяйства. Перевозка крупных животных, в отличие от перевозки птиц, кроликов и пушных зверей, имеет некоторые специфические особенности, вызывающие значительные (в сравнении с перевозкой мелких животных) транспортные расходы. К этим особенностям относятся неполное использование грузоподъемности транспортных средств, необходимость кормления и поения животных, ухода за ними, а также подверженность животных потере веса и травмирования в пути следования. На практике применяются три способа доставки скота: перегон из одного населенного пункта в другой, перевозка по железной дороге и автомобилями. Перегон и перевозка личного скота происходят наиболее часто; свиней нередко транспортируют и на пригородных поездах.

Применение того или иного способа транспортирования в различных районах страны связано с расстоянием, наличием хороших средств сообщения, условиями кормления животных и т. д. При перевозке добавляется еще очень важный показатель — расходы на транспорт.

Транспортировку свиней и рогатого скота лучше всего производить в специальных клетках, молодняк можно перевозить в мешках, корзинах или в кузове автомашины. В клетках животных перевозить проще.

Транспортирование животных сопровождается изменением привычного режима их содержания. Новые условия размещения, кормления, водопоя, тряска в пути, погрузка выгрузка вызывают у животных нервное возбуждение, беспокойство, отказ от корма в первые дни после прибытия на новое место. Проявление физиологических реакций перевозимых животных выражается в их утомлении, потере веса. Поэтому по прибытии на место назначения крупные животные определенный период времени до выгрузки и после нее сохраняют вынужденное положение (напряженность стойки), принятое при перевозке. Наблюдая за только что привезенными животными, можно обнаружить у них подергивание, сокращение отдельных участков мышц, чаще всего в области плечевого и тазового поясов. Естественно, все эти явления утомляют организм, способствуют увеличению травматизма, а длительные перевозки нередко приводят к транспортной болезни.

Упитанность животных влияет на потерю веса. Свиньи жирной упитанности при перевозках обычно меньше теряют в весе, чем мясные и беконные. При транспортировке на расстояние 15—18 км потери веса у жирных свиней составляют 1,2%, у беконных и мясных — 1,8%, на расстояние 150 — 180 км соответственно — 2,9% и 3,4%. У крупного рогатого скота такой зависимости не обнаружено.

Качество перевозки слагается прежде всего из времени, прошедшего от погрузки животных до их отправки, правильности погрузки и выгрузки, скорости движения автомобиля и качества дороги. Поведение животных в пути зависит от ряда причин, но обычно особого беспокойства перевозка у скота не вызывает.